Cuts from Belarussian official registration law (concerning scooters and bikes)
Because of the specific nature of this material it kept in original language.
Значит так. Давайте все же сядем и внимательно разберемся, что и как регулирует движение скутеров по дорогам РБ.
Начнем пожалей с начала. Вы хотите приобрести скутер и естественно кататься на нем. Понятия «скутер» в документах РБ нет, зато есть аналогичный термин – мопед.
мопед - механическое транспортное средство, оборудованное двигателем с рабочим объемом до 50 кубических сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;
Исходя из этого определения понятно, что чтобы Ваш скутер был мопедом у Вас должен быть документ, подтверждающий его рабочий объем менее 50 куб. см. и если инспектора будут мерить Вашу скорость, она не должна быть выше 50 км.ч.
Вы спросите, а что если вы будете ехать с горки 60 ? На этот случай есть другой пункт правил:
мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него и двигателем с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров. К мотоциклам приравниваются … мопеды, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час;
Т.е. в случае если Вас остановили за превышение скорости, то Вы являетесь мотоциклом и что из этого вытекает мы рассмотрим позже (ничего хорошего).
Такс, с понятием скутер мы разобрались. Теперь разберемся с Вами. Скутер стоит готовый к покупке, и Вам очень хочется расплатиться с продавцом, и «отжечь» по полной по улицам города. Не спешите, а лучше припомните, когда это у Вас день рождения. Оказывается мопед не всем возрастам покорен:
180. Водителю велосипеда и мопеда запрещается:
180.1. управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица лицам моложе четырнадцати лет, а мопедом - лицам, моложе шестнадцати лет;
Так что если Вам только что исполнилось 15, Вы можете ездить только по лесу вокруг своей дачи. На дорогу можно будет выехать только в сопровождении совершеннолетнего.
Теперь Вы готовы приобрести скутер у продавца. Нужно четко знать, какой документ Вам потребуется – документ подтверждающий право владения данным транспортным средством. Так, что же у Вас будут требовать инспектора ГАИ, когда остановят и попросят предъявить документы:
2.5. К числу документов, подтверждающих законность производства, получения или приобретения транспортных средств, номерных агрегатов, а также достоверности их учетных данных, относятся:
- свидетельство о регистрации (технический паспорт) с отметкой регистрационного органа о снятии транспортного средства с учета
(для нас не интересно, т.к. мы и не собираемся регистрировать в ГАИ);
- приемо-сдаточный акт производителя транспортного средства (или иной документ, выдаваемый производителем и подтверждающий факт его производства);
(ну это только если ВелоМото начнет производить скутеры)
- документы, выдаваемые таможенными органами республики при таможенном оформлении транспортных средств и их номерных агрегатов в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением ввоза транспортных средств и номерных агрегатов из государств - участников Таможенного союза;
(растаможка – это сила)
- решение суда о признании права собственности;
(это ж сколько ждать придется)
- решение органа соцобеспечения о выделении транспортных средств инвалидам; (так, пока рановато)
- договоры отчуждения транспортных средств, составленные на территории республики и удостоверенные в нотариальном порядке, если хотя бы одной из сторон сделки является физическое лицо;
(т.е. можно нотариально оформлять такую сделку с физическим лицом – отказ нотариуса и ссылка на ГАИ будет нарушением)
- свидетельство о праве на наследство, выданное нотариальными органами; (ну если только дедушка Вам свою Веспу завещал)
- справка-счет установленного образца, выдаваемая по договору комиссии субъектом хозяйствования республики, имеющим лицензию на право торговли, а также производителем транспортного средства; (это выдадут у нас в магазинах)
- документы, подтверждающие законность приобретения транспортных средств за пределами Республики Беларусь; (ндааа, ну этот пункт вообще полная отсебятина – счета–фактуры магазинов в Великобритании например печатаются на матричном принтере на куске бумажки, в таком случае точно можно писать что угодно)
- иные документы в случаях, предусмотренных законодательством.
Что из этого перечня реально представляет интерес ? Да нотариальное оформление с физическим лицом (или так называемый гражданский договор на бумаге без всякого оформления за подписями обеих сторон), счет из магазина в РБ и растаможка. Все остальное – либо странновато/страшновато, либо чушь малопригодная.
А да, чуть не забыл упомянуть специально для тех, кто будет писать этот документ от руки, на китайском языке, на бланке магазина «Дары моря», со штампом виноводочного отдела универсама «Tesco», что:
РЭП ГАИ вправе потребовать перевод текста вышеназванных документов, если он не выполнен на государственном языке Республики Беларусь. :)
С документом на право собственности разобрались. Теперь посмотрим, что еще правила требуют с нас:
181. На мопеде, велосипеде должен быть установлен регистрационный знак в соответствии с пунктом 191 настоящих Правил.
191. На механических транспортных средствах в предусмотренных для этого местах должны быть установлены регистрационные знаки, соответствующие стандартам.
Т.е. Вы должны зарегистрировать Ваш скутер, получить на него номер и гордо повесить его куда надо…
Сразу оговорюсь для тех, кто любит ездить под номерным знаком с текстом типа «Братан», «Перец» и пр. Специально для Вас придумали:
191.1. запрещается установка регистрационных знаков, отличающихся от установленных образцов.
Имеют право снять нафиг.
Предположим, Вы человек законопослушный, и решили зарегистрировать скутер. На этот случай жизни, в последней редакции правил предусмотрели пункт:
189.13. Регистрацию мопедов, велосипедов и гужевого транспорта проводят органы местного самоуправления.
Т.е. фактически ГАИ сказало Вам – иди от сюда, мальчик… в БОАМЛ.
Но если порыть еще глубже, то найдется вообще уникальный документ, регламентирующий регистрационно-экзаменационную деятельность в РБ (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 19 марта 1999 г. N 45):
1.7. Регистрации подлежат все транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним, кроме боковых прицепов к мотоциклам.
Все. Точка. ГАИ не будет регистрировать Ваш скутер и все, что Вам остается делать, это идти в Органы Местного Самоуправления. :)
На сегодня БОАМЛ в г.Минске регистрирует скутеры и выдает номерные знаки, так, что этот вопрос в целом уже закрыли и положительно !
БОАМЛ находится на ул. Лейтенанта Кижеватова, 7 корпус 2, на 13-м этаже. Подъезд второй, код на двери 333. Телефон - 201-94-02, приемной 278-77-90. Работает с 8:30 до "обеда". При себе иметь паспорт, документ на право собственности на скутер, номера рамы, двигателя...
Теперь мы зарегистрировались, но не выполнили еще одно требование правил – прохождение Государственного Технического Осмотра. Да да – это тоже надо для мопедов. Будете смеяться но этого никто не отменял и для … велосипедов :) Так что пожалуй пропущу этот анахронизм. Хотя все же рекомендовал ознакомиться с требованиями по ТО.
Ну а поскольку водительского удостоверения у нас нет, (а оно моментально понадобиться, в случае если Вас словили на скорость т.к. в этом случае Вы – мотоцикл), то остается только страховка. И здесь Вы будете несказанно удивлены обнаружив, что в РБ мопеды не только полежат обязательному страхованию, но и существуют в документах как соответствующая категория. Всегда приятно когда тебя помнят:
2. Объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий.